Понятие сна в литературе

bloknot ruchki zapisi 67575 1280x720

Научно-исследователькая работа «Роль снов и сновидений в русской литературе»

ДОСТУПНО ВНЕСЕНИЕ ОТВЕТОВ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Аксайская СОШ№1”

ХХV Республиканская научная конференция молодых исследователей

Симпозиум 4.Социально-гуманитарные и экономические науки.

Секция: Теория и история литературы.

Научно-исследовательская работа на тему :

« Сны и сновидения в русской литературе»

Выполнила: Алипханова Вагидат №1».с.Аксай.Хасавюртовский район.Руководитель: Алипханова Мадина Камалдиновна,учитель русского языка и литературы МКОУ «Аксайская СОШ№1»,высшая квалификационная категория.

Аксай
2019-2020 год

Оглавление

Русский язык-это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых. Иногда известные слова нам вдруг преподносят загадки. Вот, например, слово « сон». Конечно же, каждый человек слышал об этом явлении. Данный процесс преследует нас с самого рождения. Вроде бы мы знаем все о снах. Но явление сна все ещё остается загадкой для человеческих умов.

Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека. Сон — это всегда что-то загадочное, необъяснимое.

Проблема сна и сновидений интересовала писателей всегда. Но сегодня, в 21 веке, чувствуется особо пристальное внимание и учёных, и писателей к такому уникальному явлению, как сон человеческий. К постижению феномена сна стремится наука, недаром сейчас создан Институт снов, который исследует причины нарушения сна и проблемы их решения.

Меня тоже заинтересовала эта проблема. Я предпринял попытку рассмотрения сна и сновидений как средства отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений фольклора, русской литературы. Есть ли какие-то различия во взглядах на феномен сна и сновидений в разные эпохи, в разные века? Этот вопрос исследуется в работе наряду с другими вопросами, так или иначе затрагивающими тему исследования.

Актуальность проблемы :Выбор темы обусловлен и возрастающим интересом ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией народа, поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.

Цель: Выяснить, какую роль играет сон в художественных произведениях русской литературы.

Найти определения понятия “сон” в разных словарях (мифологический, толковый) и других источниках.

Найти информацию об истории сновидений в литературе.

Найти произведения, где присутствуют картины сна.

Проанализировать отрывки, сопоставить картину сна с героем, с сюжетной линией.

Объект исследования: Сновидения и их значимость в русской литературе.

Предмет исследования: Литературные произведения и мотивы сна, по-разному интерпретируемые писателями.

диалектические: сравнение, обобщение, конкретизация, систематизация, классификация;

Практическая значимость: работа имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер. Работа может лечь в основу рассмотрения мотива сна в одном из конкретных направлений литературной современности и функций этого мотива в творчестве современных писателей.

В своей работе я рассмотрю роль снов в русской литературе и выявлю, какую функцию они выполняют в произведениях наших классиков. При выборе произведений определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них. Будут рассмотрены сновидения из русского фольклора и произведений:

Читайте также:  Видеть во сне медведя приручить

2.А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

3.Ф.И.Достоевский «Преступление и наказание»

Источник

Учебный проект. Тема: «Роль снов в литературе».

picture 993352 1515765591

Данный проект по литературе разработан в рамках внеурочной деятельности на учебном занятии «Проектные мастерские».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Роль снов в литературе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Лицей №7”

Проект
“Роль снов в литературе ”

Выполнила ученица 10В класса

Руководитель Манерова П.В

Введение

Изучение снов увлекает. Коснувшись однажды темы сновидений, стремишься изучить ее как можно больше. Мне стало интересно, имеют ли сны и сновидения столь большую роль в литературе.

Цель: Выяснить, какую роль играет сон в художественных произведениях русской литературы.

Что такое сны? Откуда они берутся?

«Бог создал сны, чтобы показать путь спящему, глаза которого во тьме »

«Сны — нераспечатанное письмо от Бога »

«Сон – вторая жизнь, которая построена не тобой,

Ты живёшь ею, не осознавая этого »

В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе.

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Сон и сновидение

Что же такое сон и сновидение? Сновидение — субъективное восприятие некоторой реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек, видящий сны обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна. Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью.

Сон – состояние, периодически возникающее у человека, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы.

Хронология темы сна и сновидений в литературе

С древних времён художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и в литературе. Древнегреческий поэт Гомер различал вещие сны и ложные сны. Ложные сны, как полагал он, посылались богами специально, чтобы обмануть человека или за что-то наказать его.

В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был более популярной книгой, чем календарь. Эти суеверия пережили даже эпоху Возрождения. Именно в эпоху Ренессанса Кальдерон написал драму «Жизнь есть сон», а Шекспир устами Просперо из «Бури» сказал:

Мы сами созданы из сновидений,

И эту нашу маленькую жизнь

Нужно сказать, что отношение к использованию мотива сна в художественном произведении у писателей разных литературных школ и направлений менялось. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Романтикам реальная действительность представлялась горьким сном. Романтическая литература охотно изображала сновидения и одновременно развивала мотив жизни-сна. Она стирала грань между реальностью и сновидением, так что жизнь начинала казаться продолжением сна. Яркий пример такого взгляда на сон и явь можно увидеть в балладе В.А. Жуковского «Светлана».

После В.А. Жуковского самыми замечательными мастерами в изображении сновидений в русской литературе были А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. Из пушкинских сновидений наиболее яркими считаются сон Андриана Прохорова в «Гробовщике», а также сны Гришки Отрепьева в «Борисе Годунове» и Германна в «Пиковой даме».

Сновидения у Н.В. Гоголя еще более разнообразны, драматичны, порою загадочны. В «Невском проспекте» и «Портрете» Гоголь блестяще разработал ошеломляющий эффект мнимого пробуждения, благодаря которому он «вставляет» одно сновидение в другое, подобно фигуркам матрёшки.

Читайте также:  Чем полезно пить кефир перед сном

Особенно сны привлекали поэтов: ведь именно лирика, а не проза непосредственно выражает чувства творческой личности, автора.

Сны и сновидения в русском фольклоре

« Все ж чаще бы сон возвращался с видением тем же!

Нет свидетеля сну, но есть в нем подобье блаженства »

Известно немало фактов, когда решение житейской или научной задачи приходило на ум не днём, а ночью, в сновидении. Так, немецкий химик Кекуле увидел во сне структурную формулу бензола. Дмитрию Ивановичу Менделееву сон помог создать периодическую таблицу химических элементов.

«Сном пользовались боги, чтобы сообщить людям свою волю», — говорил Гомер. В древней Спарте особые чиновники – эфоры – при обсуждении трудных государственных дел ложились спать в храмах, чтобы во сне увидеть правильное решение.

Русская народная пословица гласит: «Утро вечера мудренее». Это верно хотя бы потому, что вечером мозг человека устаёт, он не так «работоспособен», как, скажем, утром или днём. Поэтому все запланированные дела, как советовали наши предки, лучше делать утром. Тогда и результат будет лучше.

На Руси, кстати, боялись как быстрого и глубокого сна, так и бессонницы, поэтому существовали и многие рецепты усыпления. Например, в Тверской области пекли хлеб – «дрема», он имел форму подушки, его раздавали детям, чтобы хорошо засыпали. В борьбе с бессонницей использовали даже заговоры. Заговаривающий обращался к вечеру, звездам, месяцу, зверям, птицам. Предлагал забрать бессонницу в далекие и тайные места. Чтобы проснуться, тоже существовали магические действия. Боясь проспать, человек должен был большим пальцем постучать о кровать, число ударов должно было соответствовать времени подъема.

В сказках выделяется четыре вида особенного сна:

Богатырский сон выполняет две основные функции: он служит одним из признаков богатырской силы и помогает отличить богатыря от других персонажей сказки.

Вещий сон не закреплён за конкретным сказочным персонажем, а используется в том случае, когда этот сон необходим для развития сюжета сказки. Если вещий сон видят (или якобы видят) положительные персонажи, то это приносит им пользу, а если его видят (или как будто видят) герои-злодеи, то это причиняет или может причинить вред герою.

Сном от колдовства спят, как правило, персонажи, ставшие жертвами злодеев. Сон, вызванный употреблением зелья, обычно навевается злым персонажем сказки, стремящимся навредить добрым героям.

Сны и сновидения в русской литературе

В русской литературе сны всегда играют не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делают сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять их характеры, причины их поступков, отношение к другим людям и к себе, а иногда вообще определяли их жизнь. Сны предрекают будущее персонажей, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.

Ведь, по сути, сон – это время, когда освобождается подсознание человека, когда оно не сковано какими-то условностями, не позволяет лгать, притворяться или прикрываться масками. Наверное, из-за этого авторы так часто прибегали и прибегают к раскрытию личности персонажа через его сон.

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять личные переживания героев. Есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служили и служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Самыми яркими примерами сновидений героев в русской литературе являются сон Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, сон Светланы из одноимённой баллады В.А. Жуковского. Во всех этих книгах авторы отводят снам серьёзную идейно-художественную роль.

В своём реферате я рассмотрю роль снов именно в этих произведениях.

Сон Светланы
(баллада В.А. Жуковского «Светлана»)

В данном случае, Жуковский построил своё произведение таким образом, что сон стал его центральной частью. Василий Андреевич вводит сон, для того чтобы отразить страхи, мучившие девушку, а также показать, как глубокая вера в Бога, в Божью милость, молитва помогает в трудную минуту. Также с помощью сна раскрывается полностью характер девушки.

Читайте также:  Видеть во сне ругаться с невесткой

Сон Татьяны
(роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

А.С. Пушкин же использует сон в своих произведениях, для того чтобы стереть границы между реальностью и чем-то фантастическим. Этот приём, несущий огромную смысловую нагрузку также используется автором для характеристики героев.

Этот сон оказывается вещим. Но главным по большой мере является не это. Данное сновидение помогает нам прочувствовать героиню, увидеть её душевное состояние, то есть раскрыть чувства и переживания девушки. Также этот сон является неким дополнением образа «милого идеала» Пушкина.

Сны Родиона Раскольникова

(роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Сон является одним из любимых приёмов Ф.М. Достоевского. Писатель был уверен, что с помощью сна можно раскрыть все стороны характера, а также сделать полную характеристику того или иного героя.

Содержания первого сна.

Родиону снится, как он ещё малолетний гуляет с отцом по улице, они видят пьяниц возле кабака. Один из них-Миколка, из-за того что лошадь не хотела идти, начинает избивать её и, в конце концов, убивает. Маленький Родион хотел было броситься на помощь лошади, но отец не пустил мальчика.

Не случайно сон снится Раскольникову перед убийством старухи. Этот приём используется в данном фрагменте, чтобы показать, некое внутреннее противоречие в душе главного героя. С одной стороны, есть замысел об убийстве, с другой стороны, Родион обладает такими качествами, как доброта, жалость, сочувствие, сострадание.

Содержание второго сна.

В этом сне герою снилась старуха-процентщица, которую он ударил топором: «На стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: «боится!» Но она не упала, даже не пошевельнулась. Когда он заглянул ей в лицо, то увидел, как старуха смеётся Злобным смехом. Потом Родион стал бить старуху, а она всё чаще и громче смеяться.

В данном случае сон показывает в каком истощённом, истерзанном состоянии находится душа героя, после всех произошедших событий, как мучает Родиона совесть. Также с этого момента мы отчётливо видим, как его теория о «тварях дрожащих» и тех, кто право имеет, терпит крушение.

Содержание третьего сна.

Этот сон играет одну из главных и решающих ролей. Именно после этого сна Родион убеждается в полном провале его теории. Какие последствия ожидали её, если бы каждый из людей ознакомился с этой теорией и понял её. После этого сна герой переосмысляет и переоценивает свою жизнь, также начинается его душевное очищение, обновление, возрождение.

Итак, мы узнали, что сон – это удивительное, до сих пор не познанное в полном объёме, средство раскрытия самых глубоких и сокровенных основ душевного склада героя, это ключ к пониманию его души. Поэтому сон играет большую роль в русской, а также в зарубежной литературе. А задолго до появления письменной литературы с помощью сновидений древние греки и славяне пытались объяснить многие непонятные явления окружающего мира

Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли на правильный путь, давали отдых и одновременно искушали, испытывали и ставили перед сложным выбором.

Начиная с литературы эпохи классицизма, авторы стали использовать сон для создания таинственной атмосферы, для объяснения причин тех или иных поступков персонажей, для передачи их эмоционального состояния.

Кроме того, художественный приём сновидения писатели и поэты применяли для усиления фантастического, мистического, а иногда и сатирического эффекта.

Таким образом, получается, что сон, действительно, является достаточно распространённым литературным приёмом. Через сон можно раскрыть характер героя, его психологическое состояние, внутренний мир, а также полностью раскрыть героя как личность. Также сны героев позволяют лучше понять причины их поступков, отношение к людям и к себе.

Так чем же уникальны сны? Сновидения, по моему мнению, вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста.

Сны и видения исключительно важны для понимания движения сюжета и развития ключевых образов литературных произведений, они всегда что-то «предвещают» и нуждаются в расшифровке, поэтому и вызывают большой интерес у читателей.

Источник

Автозначения
Adblock
detector