Почему в светланином сне ход событий развертывается в обратном направлении

Сны

Позволяет ли поэзия, с точки зрения Жуковского, преодолеть это двоемирие? Подтвердите свои мысли цитатами.

Задание для письменной творческой работы

Напишите работу «Сравнительный анализ баллад Жуковского «Людмила» и «Светлана». В начале своей работы выделите общее для обеих баллад и только потом приступайте к анализу различий. Подумайте, за что наказана Людмила. Почему в Светланином сне ход событий развертывается в обратном направлении (сначала церковь с отпеванием, потом избушка с гробом)?

Темы сочинений и рефератов

1. Жуковский – первый русский романтик.

2. Литературные споры в России начала XIX века: общества «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас».

3. Жанр баллады в творчестве Жуковского.

4. Жанр элегии в творчестве Жуковского.

5. «Жизнь и поэзия – одно»: лирика Василия Жуковского.

6. Баллада В. А. Жуковского «Светлана»: романтическая картина мира.

• Арзамас: Сборник в 2 кн. / Под общей ред. В. Э. Вацурои А. Л. Осповата. М., 1994.

В книге собраны воспоминания современников, письма, произведения арзамасцев и остроумные арзамасские «протоколы».

• Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. Саратов, 1946. Книга переиздана под названием: Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики: Очерки по истории русского реализма. Ч. 1. М., 1995.

Обратите особое внимание на те страницы, где анализируется стихотворение Жуковского «Невыразимое».

• Немзер А. С. «Сии чудесные виденья…»: Время и баллады В. А. Жуковского // Зорин А. Л., Немзер А. С, Зубков H. Н. «Свой подвиг свершив». М., 1987.

Автор объясняет, почему и противники, и сторонники Жуковского «несерьезно» относились к балладе, рассказывает, каким образом русские поэты следующих поколений творчески взаимодействовали с Жуковским.

• Семенко И. М. Поэты пушкинской поры: Батюшков, Жуковский, Денис Давыдов, Вяземский, Кюхельбекер, Языков, Баратынский. М., 1970.

Знакомство с исследованиями, посвященными первому русскому романтику, лучше всего начинать именно с очерка И. И. Семенко.

• Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. Более подробное монографическое обобщение идей и наблюдений, которые содержатся в очерке.

• Цветаева М. И. Два «Лесных царя» // Цветаева М. И. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1984 и в др. изданиях.

Замечательная русская поэтесса XX века Марина Ивановна Цветаева сравнила балладу Жуковского с ее немецким источником, балладой И. В. Гёте «Лесной царь».

• Эолова арфа: Антология баллады / Сост., предисл., коммент. А. А. Гугнина. М., 1989.

Собранные в книге произведения иллюстрируют тысячелетнюю историю одного из самых ярких поэтических жанров. В сборнике также представлен большой теоретический материал – размышления о балладе поэтов и критиков.

Константин Николаевич Батюшков

Художественный мир поэта

Первый период творчества. «Маленькая философия» Батюшкова

Жуковский проложил русской культуре дорогу к романтизму. Батюшков одним из первых решился на эту дорогу ступить. Он был на четыре года младше Жуковского, родился в 1787 году в Вологде, в дворянской семье. Его семья была связана родственными узами со столичной знатью: дядей Батюшкова был замечательный российский политик и поэт-сентименталист Михаил Никитич Муравьев. По окончании ряда частных пансионов (в одном из них преподавали итальянский язык, оказавший огромное воздействие на поэтический стиль Батюшкова) будущий поэт служил в Министерстве просвещения.

Петербург начала XIX века – это не только административная столица огромной империи, но и центр русской культуры. Все наиболее значительные культурные события происходят здесь; лучшие живописцы, музыканты, поэты ищут в Петербурге не только славы, но и круг общения. Одна из главных удач молодого Батюшкова – близкое знакомство с поэтом и переводчиком Николаем Гнедичем, которое оказало влияние на формирование его художественных идеалов. А они определились довольно быстро. Это совершенные формы древнегреческой культуры, певучая итальянская речь, изящество французской «легкой поэзии» конца XVIII века. Вам уже знакомо стихотворение Батюшкова «Пробуждение» – образец «легкой поэзии».

Перечитайте его и ответьте на вопрос: какую картину мира создает поэт в своем произведении, какие художественные средства для этого использует?

Очень рано сформировалась и его творческая «маленькая философия»: человек рожден для тихой уединенной жизни, для любви, спокойствия, счастья, занятий искусством. Эти художественные идеалы и эта «маленькая философия» были далеки от романтических представлений.

Но чем более замкнутым, камерным и классичным представал условный поэтический мир, в котором пребывал лирический герой батюшковской поэзии, тем более грозным и величественным был реальный мир, в котором жил сам Батюшков.

Ведь 1805–1815 годы для России – это эпоха войн с Наполеоном, главная из которых – Отечественная. Батюшков, как молодой офицер, не остался в стороне от великих исторических событий. В 1807 году он вступил в Петербургское ополчение, воевал в Восточной Пруссии, был ранен под Гейльсбергом. В 1813-м, после завершения победоносной Отечественной войны, Батюшков вновь поступил в действующую армию, сражался под Теплицем, Лейпцигом, во Франции. Долго жил в оккупированном Париже; путешествовал: был в Англии, в Швеции…

Войны 1812 и 1813–1815 годов раскололи творчество Батюшкова на довоенный и послевоенный периоды. Страшная реальность прорвала плотину, которой Батюшков отгородил свой маленький поэтический мир от бурной истории. Естественно, причины тут были самые разнообразные: и потеря близких друзей, и трагический разрыв с возлюбленной… Но для нас, читателей, главное – не жизненные причины, а поэтические следствия этих причин.

Читайте также:  Прерывание дыхания во сне лечение

Каковы художественные идеалы раннего Батюшкова? Совпадают ли они с художественными идеалами романтиков?

Насколько резкие, насколько глубокие перемены произошли в поэтическом мире Батюшкова иллюстрируют два стихотворения. Они близки по времени создания, относятся к одному жанру, но предельно далеки по смыслу.

На рубеже 1811–1812 годов, незадолго до Отечественной войны, Батюшков написал самое значительное свое стихотворение раннего периода, периода торжества «маленькой философии» – «Мои пенаты. Послание к Ж и В ». Впрочем, слово «значительное» плохо сюда подходит. Цель Батюшкова – воспеть частную жизнь, предельно далекую от великих проблем истории. Потому он и выбирает жанр дружеского послания – поэтического письма к близкому другу. В таком письме уместны задушевные, разговорные интонации, даже подчас «болтовня», зато неуместны чересчур серьезные политические, слишком философичные темы. Главное, чтобы стихотворное послание было пронизано чувством взаимного доверия автора и его адресата.

Послание «Мои пенаты» написано трехстопным ямбом – быстрый, беглый ритм стиха здесь не случаен:

Отечески пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи
Смиренно здесь и там
Расставил по углам…
В сей хижине убогой
Стоит перед окном
Стол ветхой и треногой
С изорванным сукном.
В углу, свидетель славы
И суеты мирской,
Висит полузаржавый
Меч прадедов тупой…
Скудель. но мне дороже,
Чем бархатное ложе
И вазы богачей.

Ритмический рисунок стихотворения не только создает эффект разговорности, раскованности. Куда важнее, что подвижный ритм полностью соответствует сквозной идее послания: всесильное время покушается на жизнь человека, стремительно унося ее навстречу смерти. Остановить бег времени невозможно. Зато можно обогнать время, поспешить навстречу тихим радостям и мирным наслаждениям:

Пока бежит за нами

И губит луг с цветами

Мой друг! скорей за счастьем

В путь жизни полетим;

Все, что символизирует это «злое» время, все, что привязывает человека к нему, – богатство, почет, служба, в послании отвергается напрочь. Все, что символизирует «маленькое счастье», все, что освобождает человека от привязанности к быстротекущему времени, – любовь, праздность, вино, поэзия, в послании прославляется. Сам камерный мир, в который удалился поэт и в который он призывает свою возлюбленную, своих друзей, «Философов-ленивцев, / Врагов придворных уз», предельно условен. Так же и Жуковскому было безразлично, где именно и когда именно совершаются события его баллад.

А в 1813 году, пережив потрясения «грозы двенадцатого года», Батюшков пишет трагически-величественное послание «К Д ву». Оно пронизано чувством скорби, ужаса и главное – ясным ощущением того, что в мире нет и не может быть места, где мыслимо укрыться «от ненастья»:

Мой друг! я видел море зла
И неба мстительного кары;
Врагов неистовых дела,
Войну и гибельны пожары…
А ты, мой друг, товарищ мой,
Велишь мне петь любовь и радость,
Беспечность, счастье и покой
И шумную за чашей младость.

В последних строчках приведенной цитаты Батюшков словно спорит с самим собой, со своими довоенными взглядами, наивными идеалами «маленькой философии».

Какими причинами был вызван душевный кризис Батюшкова? Почему для двух таких разных произведений, как «Мои пенаты» и «К Д ву», он выбирает один и тот же жанр послания?

После войны. «Опыты в стихах и в прозе». Новый кризис

Перемены в мироощущении – тревожном мирочувствии романтика, который тоскует по безмятежной классике, – в конце концов привели Батюшкова и к серьезным переменам в его взглядах. После тяжелого душевного кризиса 1815 года он обратился к религии, пытаясь найти утешение в вере. Размышления о грозной воле Провидения, о всеказнящем и милующем Боге посещали поэта постоянно. Пережив ужасы войны, он смотрел на жизнь с отчаянием. Что-то существенное, что-то жизненно важное надломилось в нем.

Источник

“Довод” – вопросы и ответы (часть 2)

Мы продолжаем =) Первая часть находится ЗДЕСЬ.

По поводу Айвза понять сложно (хотя, скорее всего, он умер), но судьбу Нила нам на самом деле раскрыли еще до прощания Протагониста с напарниками. Персонаж действительно погиб. Накануне этих событий в российском заброшенном городе «Сталаск-12» герой Джона Дэвида Вашингтона увидел труп солдата, на рюкзаке которого есть красный шнурок. Именно такой шнурок Протагонист видел у еще живого Нила, но не предупреждает его о скорой гибели, поскольку вся суть в незнании, о чем нам постоянно напоминают в «Доводе». Тут же главный герой осознает, что именно Нил был тем человеком, который спас его в опере.

Чего хотел Андрей Сатор и что такое «переключатель мертвеца»?

Однако неоднозначность персонажа состоит во втором мотиве его действий, в духе Таноса из «Мстителей», но сложнее. Сатор узнает, что ресурсы планеты в будущем истощатся окончательно, климат изменится, а люди из будущего однажды решат уничтожить население настоящего. Связь с будущим он держит благодаря посланиям, которые оставили потомки в прошлом. Герой всю жизнь занимался сбором частей алгоритма после того, как в юношестве случайно нашел один из элементов (золотые слитки – это оплата от некоего агентства из будущего, чтобы Сатору было проще выполнить задание). При этом рак, видимо, был вызван как раз плутонием, с которым ему приходилось взаимодействовать. В итоге Сатор решает, что планете нужна «перезагрузка», поскольку в нынешнем состоянии она обречена. Работающие на него люди либо не знают об истинных мотивах, либо согласны с ним. Андрей понимает, что инверсия не дает стопроцентной гарантии успеха операции. Ему остается полагаться лишь на веру. Слишком радикальные меры, при которых погибнет все человечество.

Читайте также:  Сон разбила машину подруги

Что значит название фильма?

Оригинальное название фильма — Tenet — часть латинского палиндрома «SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS», который обнаружили среди руин древнеримского города Помпеи. Его также называют магическим квадратом. Слова в этом палиндроме читаются одинаково не только по горизонтали, но и по вертикали.

В «Доводе» Нолан то тут, то там использует части палиндрома. Главного злодея зовут Андрей Сатор. Любовника его жены, некоего художника, который создает искусные подделки картин, — Арепо. Организация, основанная Протагонистом, в оригинале называется так же, как и фильм, — Tenet. Первая сцена разворачивается в Киевской опере. А «Ротас» — компания, связанная с Сатором.

У лингвистов нет единого мнения о переводе палиндрома. Слово «arepo» не упоминается в латинских словарях, поэтому ученые предполагают, что это имя собственное. Многие дают примерно такой перевод: «Сеятель Арепо управляет плугом». Некоторые лингвисты предлагают использовать слово «tenet» дважды. В таком случае фраза звучит так: «Великий сеятель помогает работе; вся работа великого сеятеля в его руках». В Средние века палиндром часто можно было увидеть на талисманах и могильных камнях.

Как понять, что герои инвертированы?

Сценарно «Довод» (как и его название) устроен как палиндром. Первая сцена действия (штурм Киевской оперы) происходит в тот же день, что и последняя (штурм заброшенного города Стальска-12 и убийство Сатора на яхте). На середине действия (погоня по таллинскому шоссе) происходит инверсия, и дальше мы видим ключевые сцены, но с другой точки зрения. Например, драку в хранилище из первой половины фильма мы видим во второй части, но в обратной съемке.

Чтобы разграничить два временных потока в финальной сцене, где одна команда движется в прошлое, а вторая — в будущее, Нолан использует цвет: красные нашивки для обычного течения времени, синие — для обратного. Эта цветовая драматургия возникает и в центральной сцене, когда Сатор допрашивает Протагониста: одна комната освещена синим, а другая — красным.

Что такое “обратная энтропия”?

В основе «Довода» лежат несколько научных парадигм или законов, которые Нолан встраивает в историю. Один из основных касается энтропии — термина в термодинамике, который можно определить как меру беспорядка, хаоса. Чем больше в веществе неупорядоченных частиц, тем выше его энтропия. Таким образом, твердые тела обладают меньшей энтропией — например, по сравнению с жидкими и газообразными.

Согласно законам термодинамики, любой разбившийся предмет не может собраться воедино, если время идет вперед, именно из-за энтропии, потому что все остальные физические законы симметричны. Если совсем точнее, то шанс на обратный процесс все-таки есть, но он мизерный и требует, чтобы все молекулы воздуха, земли и так далее двигались в обратном направлении в момент разрушения. Но, учитывая количество сценариев поведения молекул в пространстве и их естественное стремление к разрушению, вероятность этого крайне мала.

Идея, которую Нолан вложил в «Довод», довольно проста: если человечество смогло найти способ инвертировать поток энтропии для каждого объекта, то можно было обратить время вспять для этого объекта. Несмотря на научную подпорку сюжета, Нолан никогда не утверждал, что «Довод» — картина, в которой научные законы выполняются беспрекословно. Скорее, это его фантазия на тему. Судя по реакции зарубежных ученых, теории Нолана фантастические, но вполне возможны, вероятность их не нулевая. И если бы в природе существовала возможность создания обратной энтропии, то при идеальном раскладе поведение предметов было бы похоже на то, что мы видим в фильме: пули влетали бы обратно в дуло пистолета, стекла теряли трещины и так далее, потому что энтропия и время — материи, которые тесно взаимодействуют друг с другом.

Почему Протагониста зовут Протагонист?

На протяжении фильма персонажа Джона Дэвида Вашингтона ни разу не называют по имени, а в титрах он обозначен как Протагонист, или, если перевести с греческого, центральное действующее лицо истории. Выбор этого слова подчеркивает не столько личные характеристики героя (они остаются более-менее размытыми до самого конца), сколько его меняющуюся по ходу картины сюжетную функцию.

Что такое теория поглощения Уилера — Фейнмана?

Еще одна из научных основ, на которой держится концепция «Довода», — теория поглощения Уилера — Фейнмана, ее же называют теорией симметричности Вселенной. Согласно утверждениям двух ученых, существует система симметричных уравнений, работающих в двух положениях времени — прямом и обращенном. Попытаемся все упростить, насколько это вообще возможно: в квантовой реальности время и пространство неотделимы друг от друга, поэтому сознание человека может путешествовать и в прошлое, и в будущее.

Читайте также:  Покупать другую квартиру во сне

Именно на этом принципе и работает сложный сюжет «Довода» со всеми временными инверсиями. Герои, забегая в специальные турникеты, переворачивают для себя ход времени, но сами не меняются — меняются лишь определенные условия их существования в новой реальности (маски для дыхания, инвертированные предметы и так далее). Таким образом, Нолан использует теорию Уилера — Фейнмана как фундамент для сюжета своего фильма, в котором поведение персонажей в реальности с прямым течением времени и с обратным плотно взаимосвязано и не может случиться одно без другого.

Какие теории есть у фанатов Нолана?

С момента премьеры «Довода» прошло уже несколько месяцев, а количество фанатских теорий о фильме уже не поддается исчислению. Самые стройные, безумные и правдоподобные — прямо сейчас.

«Сон собаки»
Одна из самых предсказуемых и прямолинейных теорий про «Довод» — о том, что герой Джона Дэвида Вашингтона в финале вступления глотает настоящую капсулу с цианидом и по-настоящему умирает. А все последующие события фильма — это лишь его загробное воображение или, как вариант, все, что произошло с ним в прошлом. Сразу вспоминаются финал сериала «Остаться в живых» (хотя там и не все так просто) и еще примерно десятки фильмов и сериалов, которые действительно использовали этот незатейливый прием, чтобы все объяснить.

Нил — сын Кэт

Еще одна мощная теория гласит, что маленький мальчик Макс и Нил, сыгранный Робертом Паттинсоном, — это один и тот же персонаж. На это намекают два обстоятельства. Во-первых, в финале Нил говорит Протагонисту, что они еще узнают друг друга в будущем, что может служить намеком на то, что главный герой и Кэт сойдутся и он заменит Максу отца. Во-вторых, несмотря на разные имена, все это может не иметь никакого значения. Нолан в одном из интервью сказал, что Нила «могут звать Нил, но вообще, никогда не знаешь, что происходит с этими личностями». Намеков на обратное все равно больше: оба светловолосые, оба с элитным образованием, но, главное, их можно связать по имени. Maximilien в инвертированном виде — это Neilimixam или, возможно, просто Neil, то есть Нил.

С другой стороны, есть у этой теории и основная нестыковка. Чтобы Нил и Макс действительно были одним героем, Нилу нужно было бы прожить много лет в инвертированной вселенной, чтобы вернуться к тому моменту, когда он был ребенком. Это возможно, конечно, но звучит фантастически. Неизвестно, как человек может выдержать столько лет в перекрученной реальности.

«Довод» — сиквел «Начала»

Эта теория казалась правдоподобной до выхода фильма в прокат. В одном из интервью Джон Дэвид Вашингтон упомянул о связи двух фильмов, чем мгновенно запустил мозговой штурм поклонников Кристофера Нолана. Доказательства того, что события «Довода» и «Начала» могли происходить в одной вселенной, строились на прозрачных намеках из трейлеров. В первом тизере есть несколько закадровых намеков: «Пришло время новой миссии», «Пришло время для нового протагониста». Эти слова фанаты интерпретировали так, будто во вселенной фильма уже была похожая запутанная история, а она могла случиться только в «Начале». Ну, и сама по себе история «Довода» — о том, как люди крадут ценную и тщательно охраняемую информацию — очень напоминает то, что происходило в фильме Нолана десятилетней давности.

Это фильм о предотвращении мировых войн и терактов

Согласно еще одной фанатской теории, «Довод» — это фильм о 11 сентября. Хиленькая теория построена на том, что директором ЦРУ с 1996 по 2004 год был Джордж Тенет (George Tenet). И якобы картина косвенно показывает многие провальные операции американской разведки, которые привели в том числе и к иракской войне. Других связей, кроме имени директора и схожести некоторых событий с реальной жизнью, у этой части теории нет. Хотя российскому зрителю первая сцена фильма напомнит один из главных терактов в отечественной истории — захват террористами зрителей во время мюзикла «Норд-Ост».

Но если попытаться посмотреть на этот фанатский довод шире, то, действительно, в фильме можно нащупать немало страхов и исторических параллелей — например, с холодной войной. Закрытые советские города, сверхсекретное супероружие, безумный русский олигарх, начинавший еще в СССР, — все это переносит зрителя как будто в 60-е годы прошлого века, пронизанные паранойей о Третьей мировой войне. И Нолан выстраивает сюжет «Довода» таким образом, что к финалу он и правда начинает декларировать идею о возможности предотвращения войн и терактов в прошлом. Но тут уже дело не в фанатах, а в самом режиссере.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector