Как охлаждается двигатель автомобиля

kak ohlazhdaetsya dvigatel avtomobilya

Автофорум

Почему двигатель автомобиля перегревается? И как предотвратить худшее?

Марек Беднарж

Главная> Рубрики и разделы > Жизнь водителя > Статья

Почему двигатель автомобиля перегревается? И как предотвратить худшее?

Перегрев двигателя сегодня не так распространен, как раньше, но проблема может возникнуть даже у нового автомобиля. Причин много, некоторые можно предотвратить, другие легко устранить.

Момент, когда указатель температуры охлаждающей жидкости достигает красной зоны, машина начинает свистеть, а на приборной панели мигает красная лампочка температуры двигателя, — кошмар почти каждого владельца. Особенно, если он знает обо всем, что может означать перегрев двигателя — поврежденные прокладки ГБЦ, погнутые головки двигателя, расплавленные поршни и множество других серьезных и действительно дорогостоящих проблем.

За системой охлаждения автомобиля нужно ухаживать должным образом, но многие люди этого не делают, и когда вы спрашиваете их, когда они в последний раз меняли охлаждающую жидкость, они пожимают плечами. В то же время, тщательно обслуживая систему охлаждения, можно практически полностью избежать проблем. Давайте рассмотрим основные причины перегрева двигателя и пути их решения.

1. Отсутствие охлаждающей жидкости

Самая банальная, но и самая частая причина перегрева двигателя – это банальная нехватка охлаждающей жидкости. Он не должен теряться в идеально работающей системе охлаждения, но мы живем не в идеальном мире, поэтому даже системы охлаждения наших автомобилей не идеальны. Мы наблюдали относительно постепенное, но стойкое снижение уровня охлаждающей жидкости даже в относительно новых автомобилях, с которыми не знали, как бороться даже в сервисной службе. А так, короче, надо было время от времени доливать жидкость (либо дистиллированной водой, либо соответствующей охлаждающей жидкостью).

Если вы обычно не проверяете что-то вроде состояния охлаждающей жидкости (так называемые расширительные бачки с четко обозначеннымиотмечены минимальное и максимальное состояние при холодном двигателе — см. ниже) и у вас не машина, которая сама «жалуется» на недостаток, это первый подозреваемый в случае перегрева двигателя. При обнаружении критического недостатка (т.е. ни сантиметра ниже нижней черты, опять же не так драматично) жидкость нужно долить. Только будьте осторожны при вскрытии — система охлаждения находится под более высоким давлением, поэтому точка кипения смещается в сторону более высоких температур. Если резко открыть расширительный бачок при горячем двигателе, часть жидкости испарится, и вы можете сильно обжечься.

grey grey
Типичные расширительные бачки (слева от Škoda) с четко обозначенным идеальным уровнем охлаждающей жидкости

Читайте также:  Как лучше продать автомобиль

2. Отсутствие масла

Еще одна довольно банальная, но опять же довольно типичная причина – нехватка масла. С одной стороны, помимо смазывания, масло выполняет и охлаждающую функцию; конечно, не так сильно, как охлаждающая жидкость, но некоторая охлаждающая функция все же есть, особенно если автомобиль оснащен масляным радиатором. В любом случае при нехватке масла в двигателе недостаточно смазки, что может привести к увеличению трения и, следовательно, температуры в некоторых местах. В крайнем случае, в этом месте две подвижные части буквально спаяны друг с другом.

Само собой разумеется, что это серьезная проблема, поэтому проверка количества масла в двигателе является следующим необходимым шагом, если двигатель начинает перегреваться. Решение здесь снова простое – добавки. Здесь не нужно быть таким осторожным, масло не исчезнет, ​​когда вы откроете горячий двигатель. Нужно быть осторожным только с горячими частями двигателя.

grey grey
В новых и более дорогих автомобилях масло измеряется также или исключительно электронным способом, в старых или более дешевых автомобилях остается классический щуп. По нему нетрудно прочитать с помощью платка или тряпки количество масла, оставшегося в двигателе

3. Забит или поврежден радиатор

Это довольно распространенная проблема старых или сильно подержанных автомобилей. Радиатор подвергается натиску воздуха и всего, что с ним связано – камней, грязи, насекомых, листьев, чего угодно. Все это, особенно в долгосрочной перспективе, засоряет ее или, в случае камней, деформирует ее, и охлаждающий воздух не может свободно проходить через нее. В определенный момент засорение радиатора может настолько ограничить его охлаждающую способность, что, особенно при более требовательном вождении, поддерживать температуру двигателя в пределах нормы просто не представляется возможным.

Проверить здесь просто — визуально. Делать это на полугодовалой машине с пробегом 10 000 км особого смысла нет, наверное, придется ездить по грязи, но на старых машинах это может быть вполне вероятной причиной. Для решения иногда достаточно снять кулер и как следует его почистить, в других случаях может потребоваться замена его на другой.

grey grey
Радиатор может сильно повредиться, засориться или и то, и другое с годами и километрами использования

4. Неисправный термостат

Термостат представляет собой клапан, пропускающий охлаждающую жидкость между двигателем и радиатором. Пока температура охлаждающей жидкости ниже определенного предела, обычно около 90 °C, термостат остается закрытым, что способствует более быстрому прогреву двигателя. Затем он открывается и пропускает горячую жидкость в радиатор, а система охлаждения делает то, для чего она была создана — охлаждает двигатель.

Термостат — очень простой и дешевый компонент, но, как и любой другой, он может выйти из строя. Когда он заклинен в открытом положении, это не такая большая проблема, двигатель прогревается медленнее, и машина прогревается тяжелее, но когда он остается закрытым, он не пропускает горячую охлаждающую жидкость из двигателя в радиатор. В этот момент возникает проблема, так как двигатель не имеет возможности охлаждаться и резко повышается температура.

Читайте также:  Как измерить клиренс автомобиля

О том, что он остался закрытым, можно судить по тому, что сигнализация температуры охлаждающей жидкости находится в красном поле, но радиатор и шланг, ведущий к нему, холодные. Если вы идентифицируете это как причину, это ни в коем случае неможно продолжать движение, термостат необходимо заменить. Это простая работа с дешевой деталью, поэтому риск повреждения двигателя диаметрально другой стоимости из-за этого был бы большой проблемой.

grey grey
Слева мы видим новый термостат снаружи двигателя, справа старый еще в нем

5. Вздутые шланги, забитая система охлаждения

Особенно на старых автомобилях необходимо следить за состоянием шлангов, ведущих между радиатором и двигателем, или между двигателем и отопителем салона. Шланги могут треснуть, и охлаждающая жидкость вытечет. Когда в систему заливается обычная вода вместо дистиллированной, внутри образуется накипь и снижается расход хладагента, что приводит к ухудшению охлаждения. Однако источников грязи в системе охлаждения может быть намного больше, и если при регулярной замене охлаждающей жидкости не проводить промывку, грязи может накопиться столько, что потребуется замена всего кулера.

Распознать, что это причина в первом случае, можно при визуальном осмотре, хорошо видны вздувшиеся шланги, особенно в местах сгибов и ручек. Вы не можете распознать забитую систему охлаждения иначе как методом исключения — если улики не приводят к четкому выявлению одной из оставшихся причин, вполне вероятно засорение, хотя, конечно, не единственная оставшаяся возможность.

grey grey
Вздутые или иным образом поврежденные шланги представляют собой серьезную проблему для старых автомобилей

6. Неисправный вентилятор или водяной насос

Вентилятор, иногда называемый сахарой, находится в моторном отсеке за радиатором и прогоняет через него воздух, когда скорость автомобиля недостаточна для достаточного охлаждения жидкости потоком воздуха. В одних автомобилях он приводится в движение ремнем, иногда через сцепление, в других — с помощью электродвигателя. Если электродвигатель или ведущие к нему тросы или сцепление вышли из строя, вентилятор не сможет втягивать воздух через радиатор, и двигатель не будет должным образом охлаждаться, если автомобиль не движется. Одинаковыйбывает при повреждении самого вентилятора — один крайний случай вы можете увидеть ниже.

Подсказкой к этой причине перегрева обычно является тот факт, что автомобиль без проблем остывает во время движения и перегревается после длительного простоя или движения в медленном потоке. Конечно, эти ситуации, как правило, более требовательны к системе охлаждения, особенно в летние месяцы, поэтому сразу сделать вывод об этой причине при первом повышении температуры в автоколонне не представляется возможным. Но если причина в этом (можно легко сказать, что вентилятор за радиатором вообще не запускается или неисправен), замена вентилятора решит все.

Читайте также:  Как восстановить амортизатор автомобиля

Неисправный или изношенный водяной насос может не обеспечивать достаточную циркуляцию охлаждающей жидкости в контуре, например, при повреждении его лопастей. В этом случае рекомендуется заменить насос. Это также делается в качестве превентивной меры при замене ГРМ, потому что часто это приводит в движение ремень ГРМ или цепь.

Проблемы с водяным насосом сообщают о постоянном перегреве двигателя при любых обстоятельствах, даже если сигналы не приводят к термостату, прогоревшей прокладке головки блока цилиндров или любым другим проблемам, которые мы здесь обсуждаем.

grey grey
Фундаментально поврежденный вентилятор не является такой исключительной проблемой, как может показаться. В других случаях его лопасти могут быть в порядке, но неисправный электродвигатель вообще не будет его вращать

7. Дефектная прокладка головки блока цилиндров

Поврежденная прокладка головки блока цилиндров чаще всего является следствием перегрева двигателя, но, конечно, может быть и его причиной. Это уже очень неприятная проблема, и мы когда-то посвятили ей отдельную статью.

Если пробита прокладка головки блока цилиндров, через отверстие вытечет охлаждающая жидкость, и куда бы она ни попала, вы можете рассчитывать на то, что она окажется там, где ей нечего делать. С одной стороны, он теряет себя, поэтому не может отводить достаточное количество тепла от двигателя, и двигатель перегревается, что может привести к дальнейшему повреждению.прокладка под головку. С одной стороны, она смешивается с маслом, что лишает обе жидкости их предназначенных возможностей и может попасть в сам цилиндр, где затруднит сгорание.

Если вы время от времени доливаете охлаждающую жидкость и нигде нет очевидных утечек, таких как протекающие шланги или протекающий радиатор, подозревайте прокладку головки блока цилиндров. Точно так же, если на крышке маслозаливной горловины белая жижа кофейного цвета — это означает загрязнение масла охлаждающей жидкостью, как правило, через дефектную прокладку ГБЦ.

grey grey
Продутая прокладка под головкой блока цилиндров — одна из самых неприятных проблем

8. Вентилируемая система охлаждения

Воздух не нужен в системе охлаждения, потому что он не может передавать тепло так же хорошо, как жидкость. Он может выталкивать жидкость до такой степени, что глядя на бачок, кажется, что ее достаточно, но это не так. Контур охлаждения замкнут, но воздух может попасть, например, через вздувшиеся шланги.

Если вы открываете крышку радиатора холодного двигателя, запускаете его и через несколько минут видите пузыри, это означает, что из системы охлаждения выходит скопившийся воздух. Не закрывайте его, доливайте охлаждающую жидкость или дистиллированную воду до тех пор, пока уровень не перестанет падать и не исчезнут пузырьки.

grey grey
Если вы определили систему охлаждения с вентиляцией (слева), просто добавляйте охлаждающую жидкость до тех пор, пока не выйдет весь воздух

Автозначения
Adblock
detector